В программе Theahre HD показали представление, сыгранное к 50-летию Национального театра в Лондоне лучшими английскими актёрами, известными во всём мире.
В программе Theahre HD на днях показали представление, сыгранное к 50-летию Национального театра в Лондоне лучшими английскими актёрами, известными во всём мире. Джефри Раш, Хелен Миррен, Мэгги Смит, Джуди Дэнч, Ричард Гриффитс, Рори Коннир, Бенедикт Камбербэтч, Доминик Купер — десятки кинозвёзд оказались «выпускниками» лондонского театра и приехали на его юбилей, чтобы сыграть в реконструированных сценах из самых знаменитых спектаклей разных времён. Того, кто приехать не смог, показали в архивных кадрах: основатель театра Лоуренс Оливье в роли Гамлета, Энтони Хопкинс играет южноафриканского магната, Бил Найи в «Аркадии» Стоппарда. Дэниэл Крейг играл в лондонской постановке «Ангелов в Америке», а Хью Джекман пел в мюзикле!
У Национального театра есть три зала, в которых можно ставить камерные и большие драматические спектакли, а также мюзиклы бродвейского типа. И всё, от шекспировской драмы до музыкальной комедии здесь делается умно, тонко, талантливо, так что от каждой сцены — а их в юбилейный вечер показали немало — дух захватывает.
Один из бывших директоров театра говорит о том, каково сидеть в кабинете руководителя Национального театр — из окна виден Парламент и собор Св. Павла. Эти виды напоминают директору, что он не может не отражать интересы нации, что его задача — держать руку на пульсе британской жизни.
Главной темой ретроспективы стала череда драматургов, писавших для Национального театра. Да, здесь ставят Шекспира так, что он воспринимается предельно актуальным, но вместе с тем на сцене появлялись свеженаписанные пьесы Сэмюэля Беккета, Гарольда Пинтера, Тома Стоппарда. Алан Эйкборн писал комедии за ночь, в течении недели он мог править и перепечатывать пьесу, и затем она сразу попадала на репетицию. При том, что эти пьесы вполне соответствуют ходовому в современном русском театре обозначению «кассовые», и в постановке Национального театра они смешны до колик, ни режиссёры, ни актёры не скатываются в откровенную клоунаду и эксцентрику, при помощи которых решают подобные сцены у нас. Английским актёрам нет нужды повышать голос и бесцельно метаться по сцене, чтобы зрителю стало смешно, тревожно или грустно. Они смешат с абсолютно серьёзными лицами. В статичном диалоге из пьесы замудрёного Пинтера они умеют представить столько иронии и сарказма, сколько не вмещается порой в целый спектакль по Рею Куни.
Даже полный треш-персонажей мюзикл «Шоу Джерри Спрингера» оборачивается высококлассным музыкальным шоу, гротескным, но избегающем буквального подражания прототипу. Да, в нём артистки в вульгарных париках оперными голосами поют «Fuck!», но грузной стриптизёрше совсем не обязательно проделывать откровенные па вокруг шеста, потому что она успешно доводит публику до экстаза, играя только лицом и голосом. Задача «Джерри Спрингера» не извлечь из зрителя гогот над увеличенными лупой пикантными сценками, а предложить ему зеркало, в котором отражается нелепое, порой уродливое, а всё-таки и трогательное, заслуживающее сочувствия лицо.
Национальный театр не только представляет английскую драматургию прошлого и настоящего, он действительно обсуждает проблемы сегодняшнего дня. Буш и Блэр становятся персонажами спектакля о начале бомбёжки Ирака, актёры максимально точно воспроизводят манеры своих героев, они говорят едва ли не задокументированными цитатами, они не комикуют и не стремятся, как говорит режиссёр, высмеять кого-то, но их диалог настолько абсурден, что зритель вынужден признать — эти двое мужчин — всего лишь люди, со множеством недостатков и странностей, присущих простым смертным. Вот сейчас, прогуливаясь по ранчо, они решают судьбы тысяч людей, сами, кажется, не понимая этого. И власть делать это им дали, в том числе, сами зрители.
Отдельного восхищения заслуживает то, как был срежиссирован спектакль «Национальный театр: 50 лет на сцене». Николас Хюнтер и сто лучших актёров всех времён выбрали наиболее мощные сцены из старых спектаклей, представляющие разные жанры и подходы к театру. Кажется, набор отрывков может быть интересен только фанатам театра, театроведам, однако удачно отобранные сцены, блестящие актёрские работы превратили каждый 3−5-минутный эпизод в самоценное театральное впечатление. Хюнтер сумел разжечь в зрителе желание посмотреть записи старых и купить билеты на нынешние спектакли. Он поклонился мэтрам и показал в выгодном свете молодых актёров. Он воспел собственный театр, не прибегая к церемонии с хвалебными речами, букетами от спонсоров и другим обязательным атрибутам юбилеев. Финальной точкой стал выход всех актёров, всех этих блистательных звёзд, которые, расступившись дали дорогу толпе людей в чёрной повседневной одежде. Вышли осветители, гримёры, ассистенты. Поражает, как много людей работают за кулисами, чтобы представить публике спектакль. У них взволнованные лица. Они приближаются к рампе молча и впервые, возможно, в своей жизни кланяются зрителям. Разворачиваются и уходят со сцены. Всё занимает пару минут, но более мощное представление «работников закулисья» трудно представить.
Несколько лет назад Национальный театр в Лондоне затеял программу Theatre Live, в рамках которой в кинотеатрах по всему миру показывают живые трансляции лучших спектаклей. Затем эта программа превратилась в Theatre HD — показ записей из Лондона, Метрополитен-оперы в Нью-Йорке и даже московского Большого театра. В Тюмени увидеть театр мирового уровня можно по вторникам и воскресеньям в кинотеатре «Синема-парк», программа на ближайшие недели здесь.